1. Упражнение "Мой страх — моя суперсила" (10-15 минут)Цель: Помочь ребенку переосмыслить страх как потенциальный источник силы.
Материалы: Бумага, цветные карандаши, наклейки.
Как выполнять:- Обсудите с ребенком, что страх — это естественный защитный механизм, который помогает нам быть осторожными
- Попросите ребенка представить, что его страх перед собаками — это суперсила, которая может трансформироваться во что-то полезное
- Предложите нарисовать себя в виде супергероя, чья "суперсила осторожности" превращается в смелость, знание собак или способность помогать другим детям
- Вместе придумайте имя супергерою и его лозунг (например, "Капитан Смелость: Узнаю больше — боюсь меньше!"). Повесьте рисунок на видном месте.
Это упражнение помогает изменить негативную самоидентификацию ребенка ("я трус") на позитивную ("я учусь быть смелым").
2. Упражнение "Шкатулка храбрости" (20-30 минут)Цель: Создать инструмент самопомощи при встрече с собакой.
Материалы: Небольшая коробка или шкатулка, материалы для украшения (наклейки, блестки, ленты), карточки или плотная бумага, фломастеры.
Как выполнять:- Украсьте вместе с ребенком шкатулку, сделав ее особенной и личной
- На отдельных карточках запишите или нарисуйте:
- 3 глубоких вдоха и выдоха ("Дыши как воздушный шар")
- Напоминание стоять спокойно (рисунок дерева с корнями)
- Позитивную фразу ("Я могу быть спокойным рядом с собакой")
- Факт о собаках ("Виляющий хвост означает дружелюбие")
3. Положите карточки в шкатулку и объясните ребенку, что это его "инструменты храбрости"
4. Предложите ребенку перед выходом на прогулку "брать с собой" один инструмент из шкатулки (мысленно или в виде небольшой карточки в кармане)
5. Шкатулку можно пополнять новыми "инструментами храбрости" по мере продвижения в работе со страхом.
Советы родителям• Уважайте ритм ребенка. Временная остановка — не провал, а часть процесса.
• Не обесценивайте регресс. В периоды общего стресса (начало учебного года, переезд, болезнь) возможно временное усиление страхов. Это нормально и не перечеркивает достигнутый прогресс.
• Отделяйте преодоление страха от других воспитательных задач. Не используйте работу со страхом как рычаг в других вопросах ("Если будешь стараться не бояться собак, получишь новую игрушку").
• Будьте готовы к вопросам. Дети часто спрашивают: "А собака может укусить?". Важно давать честные, но не запугивающие ответы: "Некоторые собаки могут укусить, если их обижать или пугать, поэтому мы учимся правилам общения с ними".
Критерии успехаНа начальном этапе работы со страхом успех измеряется не отсутствием страха, а изменением отношения к нему:
• Готовность говорить о страхе без сильных эмоциональных реакций.
• Интерес к информации о собаках — желание смотреть видео о дружелюбных собаках, читать книги о них.
• Уменьшение физических проявлений тревоги при обсуждении темы собак.
• Снижение избегающего поведения — согласие пойти в парк, где могут быть собаки на поводках.
• Использование техник самопомощи при встрече с собаками вместо панической реакции.
• Способность дифференцировать ситуации — ребенок начинает понимать, что не все собаки и не все ситуации одинаково опасны.
• Изменения в речи — от категоричных фраз "Все собаки опасны" к более реалистичным "Некоторые собаки могут быть опасны, если их дразнить".
• Проявление любопытства по отношению к собакам на безопасном расстоянии.